Соседи
В Екатеринбурге более 30 японских ресторанов, и кухня этой страны уже давно не является экзотикой: роллы и суши стали популярнее, чем рестораны фаст-фуд. Кавказская кухня в этом списке занимает более скромную позицию. Парадокс: деликатесы далекой Японии знакомы всем, а национальная кухня республик, входящих в состав нашей страны, широкого признания не получила.
Но есть люди, неравнодушные к этой проблеме. Благодаря им в городе открываются кафе и рестораны национальной кухни народов России. Конечно, у владельцев таких заведений немало трудностей. Кафе национальной кухни, будь то осетинская, узбекская, азербайджанская кухня, вызывает у возможных посетителей настороженность. Во многом это связано со стереотипным отношением к горным народам. Но надежда разрушить несправедливые мифы только крепнет. Самые активные представители создают национальные общественные организации и объединяют свои усилия. Открытие ресторана – один шагов в борьбе за признание. О стремлении осетин к этой цели мы расскажем в своем материале.
Пицца по-осетински
Сочетание этих слов кажется необычным. Кажется, что написано оно с ошибкой. Мы знаем только итальянскую пиццу, другие «варианты» режут слух. Но ошибки в этом названии нет. Такое блюдо действительно существует. Правда на осетинский манер оно называется «уалибах ». Пицца – это адаптированное для городских условий название. Оно привлекает внимание и не искажает при этом своего смысла.
Лиана Гаглойтэ, председатель «Общества осетинской культуры им.
Аслан-Гирея Галати», делает все возможное для того, чтобы горожане знали
и уважали осетинскую культуру. Именно поэтому она открыла первую в
городе осетинскую пироговую «Дежа вю». По ее мнению, нет лучшего способа
познавания культуры другого народа, чем знакомство с национальной
кухней.
Некоммерческий интерес
Это кафе является своеобразной площадкой для диалога людей разных
национальностей. Его посещение для многих может стать настоящим
открытием. И речь идет не о гастрономических изысках. Большая часть стен
заведения украшена не картинами с живописными осетинскими пейзажами, а
фотографиями. Фотографиями, которые довольно подробно иллюстрируют
деятельность «Общества осетинской культуры им. Аслан-Гирея Галати». И
масштабы этой деятельности достойны уважения. Это не только праздничные
мероприятия, посвященные значительным датам Кавказа, но и
благотворительные акции, участие в организации гуманитарной помощи.
Конечно, фотографии не могут охватить всю деятельность этого общества.
Потому что на счету этой организации множество разноплановых
мероприятий. Это и помощь в гастролях Свердловского театра Музыкальной
комедии в Северной Осетии, и организация выставок осетинских художников
в музеях Екатеринбурга, участие в научно-практических конференциях по
вопросам толерантности.
Путь познания
Одна из главных функций кафе «Дежа вю» - это привлечение внимания к
осетинам в условиях уральского мегаполиса. « В России многие не знают,
что есть такая страна - Осетия. И тем более не знают о том, что Осетия
входит в состав России. И кафе во многом помогает решить эту проблему.
Люди заходят в него, спрашивают, знакомятся, узнают… Кухня – это
неплохой путь познания. И это касается всех национальностей Кавказа.
Сейчас открылось много заведений с узбекской кухней. И по ним можно
проследить, как менялось отношение к народу. Сначала было много
недовольных возгласов: «Узбеки! Понаехали тут!». Говорили о трафике
наркотиков, избивали узбеков. А сейчас ласково: «Пойдём в «узбечку».
Чувствуете, как поменялось отношение? », - рассказывает Лиана Павловна.
Россия – родина для многих нерусских
Несмотря на смягчение «национального климата», проблема толерантности не теряет своей актуальности. Председатель «Общества осетинской культуры» рассказала такой случай: «Когда пироговая «Дежа вю» только открылась, заведение нуждалось в рекламе. И я попросила знакомых разместить небольшую рекламу. Потом как-то попала туда, и вижу, что на рекламном листке написано «Да-да-да! Идите к этим чучмекам!». Так и получается. Русские – это Россия. А все нерусские – это какие-то чучмеки, это не Россия. Но так получилась, мы живем в самой большой стране, и Россия – родина для многих нерусских».
Деятельность осетинского объединения помогает стереть границу между
русскими и нерусскими, объяснить, что у осетин та же вера, сходные
традиции, что они, в первую очередь, россияне. «Движение к улучшению
есть, и это очень приятно», - говорит Лиана Павловна.
Стертые границы
Японский ресторан и осетинская пироговая. И вопрос не в том, кухня какого народа полезнее и вкуснее. Это всего лишь сравнение, взгляд на проблему только через одну грань. Проблему, которая находится лишь на начальном этапе решения.
Ольга Чащухина
Ирина Бизенкова
Источни: ethnoinfo.ru